Журнал Елены Санниковой

И все-таки я верю...

Previous Entry Share Next Entry
О целомудрии
глаза сирени
elena_n_s
Просматривала я тут свои записи на духовные темы, которые делала в размышлении над Евангелием во время Великого поста, да и подумала - а почему бы часть их сюда не выложить, не поделиться? Как раз под конец Светлой седмицы. Хоть, может быть, церковным людям мои рассуждения покажутся корявыми и не зрелыми, а не церковным - раздражающими, но все же...
Все-таки это - попытка осмысления. И писалось для себя, искренне...

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЦЕЛОМУДРИИ

Что вкладывали святые отцы в понятие «целомудрие»? Какова основа этого понятия?
Мне кажется, целомудрие – это умение хранить свое человеческое целое, держа в равновесной гармонии все составляющие своего душевного и духовного естества.
Уделять равное внимание, например, и молитве, и добродетели, и постижению слова Божия, и физическому труду, и посещению храма, и посещению тех, кто нуждается в милосердной помощи. О приоритетах отчетливо рассказано нам в эпизоде с Марфой и Марией, но это вовсе не значит, что допустимо все время пребывать только в слушании слова Божия и не заботиться о том, чтобы накормить странника или драгоценного гостя. Об этом свидетельствует притча о Страшном суде. В этой притче очень доступно показано, что Господь отвернется от тех, кто только лишь постигал Писание и участвовал в богослужении и молитве, и предпочтет им тех, кто накормил или напоил Его в лице одного из малых сих.
Понятное дело, что если пришел Христос – важнее его слушать, чем заботиться о большом угощении. Идет литургия – оставили суету, «всякое житейское попечение», погружаемся в литургию. Но, вернувшись из храма, не в праздности пребываем, пусть даже за чтением высокоумных текстов, сидя в кресле, а в делании добрых дел, в заботе о ближних, либо в глубоком и сострадательном осмыслении текста, либо в творчестве.
Зовет ли на помощь кто? Спешим! Нужно ли заступиться за гонимого? Не медлим!
Евангелие – это не учение и не доктрина, это – Путь, Истина и Жизнь. Именно потому части его так противоречивы. Евангелие зовет человека к целомудрию, то есть к целостности, к гармоничному сочетанию в себе того, что, казалось бы, в деталях несовместимо.
«Не мир пришел я принести, но меч» и «взявший меч от меча погибнет» - эти два полюса – как два крыла, которые должно держать в равновесии, чтобы вершить полет.
Совместим ли грубый, грязный физический труд с постижением вершин человеческого творчества? Труд плотника или пахаря, например, с чутким пониманием Баха и Рафаэля?
По-человечески - вряд ли. А во Христе можно и должно все это совмещать.
Дух Христов, т.е. Любовь дает в полноте своей такую энергию, что человек может успеть с именем Христовым то, что без Христа никак не по силам.
С любовью в сердце и горы передвигать можно.
В примитивном понимании под целомудрием разумеют отказ от блудного греха. Ну да, в частности и это. Но лишь в частности. Впадение в этот грех, действительно, ведет к утрате целомудрия. Но одним лишь преодолением этого греха целомудрия не достичь.
Осуждение чужого греха не меньше, чем собственный грех, ведет к утрате целомудрия.
А перекос гармоничной целостности духовного естества в ту или в другую сторону неизбежен, когда в сердце нет Христа, нет Любви Христовой.
И, собственно, блуд начинается там, где заканчивается Любовь.

  • 1
прекрасно совместим грязный труд с постижением Баха.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account