Журнал Елены Санниковой

И все-таки я верю...

Previous Entry Share Next Entry
Прощеное воскресение и начало Великого поста.
к свету
elena_n_s
Все мы знаем, что воскресение перед началом Великого поста называется Прощеным. В этот день принято просить друг у друга прощения и прощать всех, кто когда-либо нас огорчил или обидел. Вечером в храме проходит удивительной красоты служба с чином прощения, и священники благословляют прихожан на Великий пост.
Однако не все знают другое важное значение этого воскресного дня: воспоминание изгнания Адама из рая.
Собственно, подготовка к Великому посту начинается за несколько недель до него, одна за другой идут неделя о Закхеи, неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, о страшном суде, и вот последняя неделя перед постом заканчивается воспоминанием изгнания Адама.
А почему, собственно, был изгнан Адам?
Все знают: яблоко съел.
А вот и не за это.
Съев яблоко, Адам еще оставался в раю, только вот видение мира у него изменилось. И на вопрос: "Зачем ты съел?" он отвечает: а это жена мне его дала (она виновата), а жену Ты мне дал (так что Ты и виноват). Вот за это и изгнан, хоть понятие изгнания тут можно воспринимать условно. Первым действием Адам предает свою жену - самого близкого и дорогого человека. Может ли предать любящий? Нет. Значит, в нем иссякла любовь. А без любви - какой может быть рай? Затем он, отказываясь признать свою вину, ставит Создателю в вину не что-нибудь, а самое высокое из всех благодеяний. "Ты дал мне жену, она и дала мне это яблоко".
Собственно, после совершения акта душевной подлости, предательства и гордыни - Адам сам собой перемещается из рая в мир дольний, в мир, где возможны убийства, войны, болезни и сама смерть. Таким стал Адам, таким становится его потомство, и в какой рай таких людей ни помещай - они из любого рая ад сделают, да и рай, где поселился человек, способный на предательство и подлость, перестает быть раем.
Однако в церковных песнопениях этого воскресения присутствует плач Адама:
Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше:
увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!
Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!
Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся:
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя:
в землю бо пойду, от неяже и взят бых.
Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго.

(Прошу прощения, не нашла хорошего перевода. Но, по-моему, итак все понятно).
Адам плачет об утерянном рае и о том, что связь между ним и Создателем им же самим безнадежно разорвана. Однако путь к исцелению возможен через покаяние.
Как к нему приступить, не простив ближних и не испросив у них прощения? Покаяние несовместимо со злобой на кого бы то ни было.
Простив и примирившись с ближними, можно начать путь покаяния, в котором и есть главное значение Великого поста (а вовсе не в том, чтобы мало кушать, это как раз не главное, но необходимое).
Причем Великий пост - это не просто путь покаяния и нравственного очищения личности, но это и подготовка к главному христианскому празднику - Воскресению Христову, смысла которого без серьезной умственной, душевной и психо-физической подготовки просто не одолеть.

?

Log in

No account? Create an account